Афиша

16.11.2018 - 13.01.2019

Выставка, посвященная к 60-летию реабилитации Ю. А. Зайцева

Место:
Чувашский государственный художественный музей, ул. Калинина, 60

В декабре 2018 года исполняется 60 лет со дня реабилитации чувашского художника Ю.А. Зайцева. Известно, что 4 сентября 1945 года Верховным судом Чувашской АССР Ю.А. Зайцев был осужден к 5 годам заключения и с последующим поражением на 3 года по статье 58 (по нескольким пунктам) УК РСФСР.

Экспозиция составлена из произведений живописи и графики, которые Ю.А. Зайцев исполнил в годы заключения. Выставка также дополнена документами, которые непосредственно касаются его репрессии, выдержками из его автобиографических воспоминаний «КуриV»

Будучи в заключении, Ю.А. Зайцев оставался Художником. Экспонаты выставки: это небольшие по формату графические листы, выполненные как в акварели, гуаши и темпере, так и в смешанной технике; живопись представлена на холсте, на бумаге и на кусках картона.

Характерной чертой представленных работ художника является интенсивность и насыщенность цвета. В поисках интонационного ключа для осмысления символического «звучания» цветовых регистров каждого произведения, представленного на выставке, уместно обратиться к высказываниям самого художника: «Символика цвета в полотне – это мои размышления… Я, когда песню слушаю, звук представляю фигурой… Яркие краски – это, видимо, зов души, зримая песня…».

На наш взгляд, Ю.А. Зайцев, обладал, видимо, уникальным природным даром - синестезией. В нейробиологии этот феномен называется интермодальным восприятием.

Еще в 1920-1930-е годы оригинальное восприятие  художника не вписывалось  в идеологические клише эпохи, его критиковали за «творческую беспомощность» и «обожествление так называемого национального колорита, уродливое увлечение символизмом, доходившим до мистической чертовщины…». В публикациях отмечалось, что «все эти черты досадно характеризовали живопись Ю.А. Зайцева…».  Более того, в 1936 году Правление Союза Чувашских Советских художников призывало художника,  «окончательно изжить пережитки и налеты прошлого формализма, безидейности и ненужной игры в символизм в красках».

Ни критика, ни годы репрессии не изменили духовных установок художника: «Я верил: мой бог со мной, я не один, а то что во мне, никто и никогда ее не похоронит».

Работы художника, исполненные в годы репрессии, с одной стороны, являются подлинными «документами» эпохи – тому подтверждение подписи и авторские датировки в годы заключения.

С другой стороны,  - это и подлинные памятники искусства, вмещающие в себя духовные поиски ушедшей эпохи: различные стили и направления в художественной практике, начиная с рубежа XIX-XX веков.

Куратор Георгий Исаев

Поделиться в социальных сетях: