Пресс-центр

08.02.2017

Музею истории трактора исполнилось пять лет

Научно-технический музей истории трактора в городе Чебоксары является единственным в России специализированным, образовательным и просветительским центром. На днях негосударственному учреждению культуры исполнилось пять лет. О том, чего удалось добиться за истекшую «пятилетку», и о планах на ближайшие годы рассказал директор музея Альберт Сергеев.

– Альберт Николаевич, с какими достижениями встречает музей первую юбилейную дату?

– Музей истории трактора сегодня является единственным в стране негосударственным научно-техническим музеем, прошедшим государственную регистрацию. Как известно, основная задача любого музея – это планомерное пополнение основных фондов интересными и ценными экспонатами. Главное сокровище Музея истории трактора это, конечно, раритетные модели тракторной техники. Первоначально в коллекции имелось лишь 9 машин. Сегодня в ней насчитывается 50 раритетных тракторов со всего света. Причем, и это особый повод для гордости, 85% из них на ходу. Их можно хоть сейчас заправить топливом и завести. Есть задумка к 10-летнему юбилею вернуть к жизни все имеющиеся в музее экземпляры тракторной техники.

В поисках интересных экспонатов специалисты музея побывали во многих регионах страны. Например, благодаря нашим поклонникам во время экспедиции в Тульскую область удалось обнаружить трактор ХТЗ-7. В Тверской области – ДТ-20 (ХТЗ), а во Владимирской области – Т-40 (ЛТЗ) и Т-28Х4 (ТТЗ). Все они уже экспонируются в музее. Также при поддержке Концерна «Тракторные заводы» за рубежом найдены такие модели тракторов, как «Porsche Allgaier A111» (ФРГ, 1955 г.в.);  «Warchalowski WT-20» (Австрия, 1959 г.в.); «Fiat 25 R» (Италия, 1956 г.в.); «Universal V 445» (Румыния, 1980 г.в.) и Т-70С (Кишиневский тракторный завод, 1974 г.в.). От мэра Москвы Сергея Собянина в 2015 году музей получил в дар два трактора – харьковский Т-150К и владимирский Т-25А. Глава Чувашии Михаил Игнатьев на открытии музея презентовал волгоградский трактор ДТ-54. Музей  также формирует коллекцию старинного навесного оборудования: грабель, жаток, косилок, сеялок. У каждого из наших экспонатов есть своя история, достойная не только статьи, но даже целой книги. Все эти раритеты служат ныне благородному делу – популяризации отечественного и мирового тракторостроения.

 Кроме того, в музее  экспонируется одна из лучших в мире коллекций моделей тракторов в масштабе 1:42. Их количество на сегодня достигло  700 единиц. Часть из них – это модели отечественных тракторов. Они выпущены в результате плодотворного сотрудничества с фирмой «Hachette Collections», которая проводила работы по 3D-сканированию раритетных образцов техники, представленных в музее. Французские исследователи истории тракторостроения обратились к нам в связи с тем, что зарубежным коллекционерам уже давно известны модели европейских и американских машин. Наша же техника для них пока является диковинкой. А ведь это целый пласт истории мирового машиностроения. Теперь копии тракторов из Музея истории трактора можно найти в разных странах мира. В России они распространяются вместе с изданием «Тракторы: история, люди, машины».

Всего же в фондах Музея истории трактора на данный момент насчитывается более 5000 различных экспонатов: это книги, посвященные тракторостроению; различные артефакты, связанные с историей машиностроения; 3D-презентации, слайды и фотодокументы. Есть большая фильмотека, рассчитанная на детей и взрослых, опытных специалистов и совсем «не спецов». А еще коллекция картин в жанре соцреализма, плакаты времен первых пятилеток, разные станки, использовавшиеся на тракторных заводах, почетные грамоты, ордена и знамена – весь антураж времен первых советских пятилеток, когда в нашей стране развивалась тракторная промышленность.

Помимо прочего, музеем ведется деятельность по переводу иностранной литературы на русский язык об истории мирового тракторостроения. Интересуемся мы и «тракторным» фольклором (частушками и анекдотами, где фигурируют трактор и трактористы), изучаем тракторную тему в кинематографе. Сейчас готовится к изданию ряд печатных материалов в рамках проекта «Библиотечка Музея истории трактора».

– Как музею удалось достичь таких впечатляющих результатов? 

– Все перечисленные достижения вряд ли бы были возможны, если не содействие Концерна «Тракторные заводы» и лично президента холдинга Михаила Болотина. Именно Михаилу Григорьевичу принадлежала идея открытия Музея истории трактора в столице российского тяжелого промышленного тракторостроения – городе Чебоксары, где находится завод «Промтрактор». Всемерное содействие проекту оказали Союз машиностроителей России, Фонд российской культуры и ГК «Ростехнологии».

В штате учреждения сегодня трудится пять специалистов, но число людей, всей душой преданных делу развития музея, этим количеством не ограничивается. Тесно с нами сотрудничают практически все производственные и торгово-сервисные единицы Концерна «Тракторные заводы», департаменты холдинга, Советы молодежи и профсоюзы предприятий.

Становятся верными друзьями, а в некоторых случаях, не постесняюсь этого слова, даже фанатами – и многие посетители музея, оставляя не только восторженные отзывы, но и всячески помогая проекту словом и делом. Например, один из почитателей музея прислал недавно запасные части для машины, снятой с производства несколько десятилетий назад. Другой поклонник нашел старинное навесное оборудование для трактора. Третьи присылают книги и фотографии.

Сайт музея и странички в социальных сетях также прибавляют популярности, позволяя раздвигать рамки провинциальности до международных масштабов. Об этом можно судить по восторженным отзывам посетителей в Книге отзывов на самых разных языках.

Являясь членом Ассоциации научно-технических музеев Российского комитета Международного совета музеев, учреждение развивает тесные культурные связи с другими музеями страны, участвует в федеральных и республиканских проектах. Сейчас, например, Музей истории трактора совместно с Концерном «Тракторные заводы», Союзом машиностроителей России и ФГУП «Политехнический музей» дал старт проекту «Сохраним и приумножим тракторную историю» по сбору информации о тракторах-памятниках, установленных на постаменты в разное время и в разных уголках нашей страны. По итогам акции планируется издать каталог и интерактивную карту, интересную как туристам, так и историкам, ведь каждый памятник получит собственный уникальный паспорт. Эта информация будет затем востребована при организации работ по атрибуции и реставрации технических памятников.

– Расскажите подробнее о наиболее ценных экспонатах.

– Жемчужиной коллекции музея по праву можно признать трактор «Fordson». Поначалу его приняли за отечественный «Фордзон-Путиловец». Однако реставрация показала, что это исходный «американец», в 1924 году взятый за основу для первого серийного трактора отечественного производства, выпускавшегося в Петрограде. Другой редкостной машиной, сошедшей с конвейера Сталинградского тракторного завода в 30-х годах, является СТЗ-15/30. Любят фанаты фотографироваться и на фоне изящного харьковского ДТ-20.

Но ценными экспонаты становятся не сразу – большинство машин прибывает в музей, как вы понимаете, в плачевном состоянии. Им требуется тщательная реставрация. И в этом деле, повторюсь, неоценима бескорыстная помощь наших партнеров, предоставляющих квалифицированные исторические и технические консультации. В их числе – Евгений Шаманский из подмосковного Королева, Леонид Станкевич из Латвии, сотни энтузиастов  из Москвы, Ульяновска, Самары, Чувашии и многих других регионов.

Наши экспонаты, хочу отметить, это не статичные груды железа: они наглядно демонстрируют эволюцию тракторостроения, «оживляют» в умах людей историю машиностроения, придают ей достоверность и убедительность. Например, у нас есть обширная интерактивная зона, где каждый может смело трогать экспонаты руками. И даже прокатиться на настоящем тракторе, вдохнув особенный запах «тракторного» ретро. Музеем часто проводятся тест-драйвы для желающих научиться управлять раритетным трактором. И поверьте – с первого раза не у каждого получится «слить» по старинке шлангом топливо, завести веревкой «пускач», провернуть дизель, а затем управлять многотонной махиной без гидравлики. Трудно! Зато какие впечатления остаются на всю жизнь. А какими героями выглядят папы в глазах своих жен и детей, оживившие старинный трактор. Такое запоминается на всю жизнь!

Не забываем мы и о совсем юных посетителях – им не только разрешаем подниматься в кабины раритетных машин, но и разрешаем поуправлять различными радиоуправляемыми тракторами на специальном мини-полигоне, где можно перемещать грунт, отгружать его в подвижной состав. У нас даже представлена дистанционно управляемая модель трактора для марсианской экспедиции.

– Кстати, на какую целевую аудиторию ориентируется музей?

– Мы рады всем, вне зависимости от возраста. Самые частые гости у нас – это студенты и школьники. Сейчас учреждение активно участвует в федеральной программе «Живые уроки». Причем экспонатами музея интересуются не только технические классы и факультеты вузов и колледжей: мы проводим занятия по обществознанию, истории, экономике, географии, литературе, физике, информатике, технологии и окружающему миру. Кроме того, каждую субботу в Музее истории трактора проходят занятия детского кружка «Четруша», где собираются фанаты музея из числа дошколят и школьников начальных классов. Малыши недавно сняли любительский видеоклип «Трактор ты мой, заводной». За несколько дней этот ролик набрал тысячи просмотров.

Дети у нас занимаются любознательные, при изучении новой темы с ходу засыпают тысячами вопросов. Но с другой стороны, когда видишь неподдельный интерес подрастающего поколения к технике, с удовлетворением отмечаешь – есть у нашей молодежи тяга к технике, к тракторам, а значит машиностроительная отрасль в нашей стране всегда была, есть и будет!

В последнее время увеличился и поток семейных экскурсий, активно идут даже с грудными малышами на руках, в колясках. Ну и традиционно, в летний сезон, частые гости у нас туристы со всех уголков мира, прибывающие в Чебоксары круизными теплоходами. Между прочим, некоторые из них знают о Музее истории трактора из Интернета и, сходя на набережную Волги, непременно просят показать коллекцию старинных тракторов. В этом году к ним прибавились пассажиры туристических троллейбусов. Поэтому освоили аппараты по считыванию электронных билетов и поставили терминал для безналичных расчетов – музей идет в ногу со временем, стараясь сделать экскурсии максимально комфортными. Количество посетителей из года в год растет. Если в 2011 году музей посетили около 5000 гостей, за 2015 – около 30 тысяч. Неудивительно, что музей стал лауреатом республиканского конкурса «Лидер туриндустрии Чувашии», как туристический объект, планомерно популяризирующий промышленный туризм. 

– Какие проекты музея наиболее востребованы и почему?

– Одним из самых известных проектов, бесспорно, является конкурс «Кулибин XXI века». Это состязание самобытных конструкторов, которые из различных деталей, имеющих порой отдаленное отношение к технике, умудряются создавать настоящие тракторы и навесное оборудование к ним. Есть такие «кулибины», которые умудрялись в своих сараях создавать многотонные тракторы. Так, например, завоевал на нашем конкурсе славу и известность пасечник Валерий Терентьев. Изобретатель-самоучка по собственным чертежам воплотил в железе многотонную шарнирно-сочлененную машину с гидравлической системой, валом отбора мощности, способную агрегатироваться с широким спектром фабричного навесного оборудования. 

Ежегодно Музей истории трактора выступает на «Дне поля», на Всероссийских сельских спортивных играх, присутствует на стенде Концерна «Тракторные заводы» во время проведения Межрегиональной выставки «Регионы: сотрудничество без границ». В этом году женская тракторная бригада, организованная музеем, стала настоящей изюминкой «Ночи музеев» 27 мая, продемонстрировав ретро-трактор-шоу. Также трактористки с блеском выступили в этом году на Дне республики Чувашия в райцентре Аликово и во время празднования Дня города Чебоксары.

Регулярно музей проводит тракторные пробеги. Однажды энтузиасты музея вызвали неподдельный ажиотаж, проехав на старинных тракторах по ряду районов Чувашской Республики: так прошла реконструкция исторического события – появления в Чувашии первых машинно-тракторных станций. Намерены повторить этот опыт, чтобы собрать побольше информации о женских тракторных бригадах, действовавших в городах и колхозах во время Великой Отечественной войны. Это повод для молодежи задуматься о трудовом подвиге прабабушек. 

«Не зарастет народная тропа» – это еще один востребованный проект. В его рамках мы организовываем передвижные художественные выставки «Вокруг железного коня». Например, в прошлом году проводили вернисаж, посвященный 40-летию выпуска первенца Чебоксарского завода промтракторов – бульдозера Т-330. А в мае этого года в «Ночь музеев» совместно с Чебоксарским художественным училищем приглашали всех на «Индустриальное биеннале».

– Какая поддержка оказывается вашему музею?

– Концерн, основавший музей, выделяет средства на содержание учреждения, что уже немало, учитывая, что площадь экспозиции составляет 1500 кв. м. Скоро эти площади увеличатся за счет мастерских, дополнительных выставочных павильонов и интерактивной зоны. Но в остальном учреждение на полном хозрасчете.

Реставрационные работы не могут проводиться только благодаря энтузиазму увлеченных историей людей. Тут выручают и производственные предприятия Концерна «Тракторные заводы», а также вузы и ссузы технического направления – Чебоксарский электромеханический колледж, машиностроительный факультет ЧувГУ.

Музей истории трактора – яркий образец успешного частно-государственного партнерства. Бизнес вложил финансовые средства, теперь мы стараемся активно подключать к участию в наших проектах различные органы власти. Потому что главная наша цель – не зарабатывание денег, а всемерная популяризация машиностроения, истории нашей страны, в первую очередь, среди молодежи, чтобы обеспечивать тем самым преемственность поколений. Не случайно наш музей активно поддерживается Союзом машиностроителей России.

Мы всегда открыты для интересных предложений и новых проектов. И с энтузиазмом принимаем участие в республиканских и городских проектах. Ощущаем заботу и поддержку городской администрации: недавно при помощи мэрии была оборудована парковка для экскурсионных троллейбусов, поставлены дорожные указатели, есть проект создания рядом с музеем технического парка.

Приятно видеть, что усилия по развитию Музея истории трактора приносят плоды. Сегодня он по праву вошел в число значимых достопримечательностей России и стал для всех туристов и любителей техники одним из брендов города Чебоксары.

Поделиться в социальных сетях: