Пресс-центр

13.04.2005

"Ежик в тумане" попал в музей

В Москве в Музее личных коллекций открылась выставка работ классика российской анимации Юрия Норштейна и художницы Франчески Ярбусовой "Сказка сказок". 400 эскизов, коллажей, набросков и макетов, которые использовались в съемках, и тексты режиссера о работе над фильмами и о тех образах, что легли в их основу.
 
"В детстве, когда я тяжело болел, мне являлся один и тот же сон. Будто бы в черноте стоит плотным параллелепипедом стопка тончайшей бумаги высотой около метра. И я должен быстро и аккуратно, листик к листику, переложить всю стопку бумаги на другое место".
"Я стараюсь сделать это как можно быстрее, но стопка не уменьшается ни на один листик, а рядом новая почти не утолщается. Позднее, оказавшись в мультипликации, имея дело с калькой, на которой рисовались компоновки движения, я не раз возвращался к детскому сну".
Это - фрагмент из автобиографии Юрия Норштейна, которой и открывается выставка "Сказка сказок". И далее перед зрителем предстают персонажи фильмов Норштейна, выполненные рукой Франчески Ярбусовой, художницы и жены режиссера, эскизы, декорации, наброски.
Герои Норштейна, словно живые существа, каждый со своей историей появления на свет, своим характером, своими страхами, радостями и печалями. Эти эмоции мы видим в глазах персонажей, в наклоне головы, в осанке или в жесте, и кажется, что только такими и могли быть у Норштейна его знаменитые Ежик, или Волчок, Медвежонок, Филин или Акакий Акакиевич.
"Из чего, собственно, творчество составляется? Да из запаха опилок, из запаха расколотого полена зимой, когда оно пряное, ослепительное на морозе... Давно очень хотелось сделать историю, где был бы такой сухой осенний лист, такой царапающий землю. Невесть откуда прилетевший лист", - так Юрий Норштейн вспоминает историю рождения "Ежика в тумане" в 1975 году.

"Мгновенный как выстрел"
 
Это позднее "Ежик в тумане" взял множество призов на международных фестивалях и по результатам опроса критиков и режиссеров из разных стран был назван лучшим фильмом всех времен и народов. А тогда, 30 лет назад, в процессе работы над фильмом "Ежик" не получался никак.
"Я все время говорил только об одном: он должен быть простым настолько, что три кадра на экране мелькнут - он уже в глазах отпечатается, - писал Юрий Норштейн позднее в комментариях к фильму.- Он должен быть мгновенен как выстрел. И - считываться с экрана".
Таким его и нарисовала, наконец, Франческа Ярбусова, когда однажды на съемках Норштейн, по его собственным словам, от отчаяния закричал. И в этот момент появился тот Ежик, которого так ждал режиссер и которого потом узнал и полюбил весь анимационный мир.
Герои Юрия Норштейна обладают удивительной энергетикой. Порой ловишь себя на том, что не можешь отвести взгляд от Волчка, застывшего в дверях старого дома (макет декораций к фильму "Сказка сказок", 1979 год) или идущего на свет ("Волчок выходит в светлый коридор").
Взгляд Волчка гипнотизирует и заставляет задуматься о том, что же на самом деле происходит в этом маленьком существе, и отчего в глазах такая тоска.

Долгая дорога к "Шинели"
 
На самом деле, глаза Волчка Норштейн позаимствовал у котенка, которого спасли, вытащив из воды с булыжником на шее, и тут же сфотографировали. Когда Юрий Норштейн случайно увидел эту фотографию в одном французском журнале, он понял, что у Волчка из "Сказки сказок" должны быть глаза того котенка.
"Один глаз у него горел бешеным дьявольским огнем, второй - потухший, совершенно мертвый", - вспоминает режиссер (по Булгакову, такие глаза были у Воланда).
Как говорит Норштейн, принцип композиции всей выставки "Сказка сказок" - это один развернутый фильм, в котором есть и изображение, и авторский текст, причем именно в переплетении текста, эскизов, набросков и декораций, по замыслу авторов, и заключена драматургия экспозиции.
Завершает выставку гоголевская "Шинель". Этот фильм рассчитан на 60 минут, работу над ним Юрий Норштейн начал в 1981 году и продолжает и по сей день.
"Акакий Акакиевич поселился во мне со всеми своими слабостями и удовольствиями. Со всеми своими вшами, почесываниями, позевываниями. Это не образ. Это просто живой человек. И фильм - о рождении, жизни и смерти... Если он все-таки будет когда-нибудь".
 
По информации "Би-Би-Си"

Источник: Республиканская дирекция культурных программ, ГУК

Поделиться в социальных сетях: